В статье «Правила Го» Вы узнаете классические правила древней интеллектуальной игры, особенности и интересные моменты, которые существуют более 4 000 лет.
#Го #ПравилаГо #ПравилаИгрыГо #ИнтеллектуальныеИгры
Го – это интеллектуальная игра с возрастом в несколько тысячелетий. Для игры необходим следующий инвентарь: доска или специальной столик (гобан) стандартного размера 19*19 линий, камни двух цветов (черные и белые) и две чаши для камней.
В игре принимает участие два соперника. В начале партии доска является абсолютно пустой, на ней нет ни одного камня. Первый ход делают черные, выставляя камень на пересечении линий в любом месте доски. Затем свой камень выставляют белые и далее по очереди.
В отличие от других настольных игр (шахматы или шашки) камни по столу не передвигаются. Если камень выставлен в какую-то точку, он останется на своем месте до конца игры, кроме случая, когда камень захвачен в плен, но об этом чуть ниже.
Цель игры — захватывать максимальную территорию на доске, окружая и захватывая группы камешков соперника или пустого пространства. Каждое окруженное и не занятое пересечение линий приносит одно очко. Пункты, в которых стоят камни, не учитываются при подсчете. В конце партии очки суммируются, а тот, у кого их окажется больше – побеждает.
Го — это игра на построение территории, т.е. в ней изначально заложено идеи созидания. По ходу игры соперники создают на доске неповторимый черно-белый узор, который символизируют кропотливо выстроенные владения. Игроки могут не только захватывать пустые территории, но и вторгаться в чужие зоны. Вторжения могут закончиться успехом, а могут и неудачей. От чего же зависит исход?
Самый важный аспект игры Го – это жизнь и смерть камней. У каждого выставленного камня есть персональные жизненные пространства (соседние не занятые пересечения), так называемые дыхания. На примере ниже видно, что у камня в центре доски 4 дыхания, на краю доски 3, а в углу всего два.
Жизненное пространство можно расширить, если присоединить к своим камням дополнительные камни. На фото выше изображена группа, у которой уже 6 дыханий.
Там, где есть жизнь, существует и смерть…
Если все линии дыхания будут заняты камнями противника, то камень считается захваченным в плен. Камень снимают с доски и сохраняют до конца игры. Пленные камни складывают в крышки от чаш. Каждый пленный камень в конце игры приносит одно дополнительное очко. Таким образом, игрок увеличивает свои приобретения, одновременно уменьшая завоевания противника.
Для того чтобы в игре избегать абсурдных и нелогичных ситуаций придумали следующее правило:
В Го запрещено делать самоубийственные ходы
Это означает, что нельзя выставлять камень в пункт, где у него не будет ни одного дыхания. На фото ниже игрок, играющий черными, не может поставить камень в центр белой группы, так как такой ход окажется самоубийственным, потому что все дыхания будут заняты. Значит, камень немедленно попадает в плен и по правилам будет сразу снят с доски.
То же самое касается и группы камней. Если добавление еще одного камня лишает группу последнего свободного дыхания, то такой ход делать запрещено. Однако нет правил без исключений:
Самоубийственный ход разрешено делать, если при этом последнего дыхания лишается и группа противника (ход камикадзе)
На примере ниже черная группа со всех сторон окружена белыми камнями. У нее осталось лишь одно дыхание – внутреннее. Может ли белый поставить камень в эту точку? Конечно, так как это классический ход камикадзе. Черные камни снимают с доски, а белый камень остается на своем месте, в данном случае в центре композиции.
Получается, что с одной стороны камни можно окружать, с другой — нельзя делать самоубийственной ходы, a c 3-й можно делать ходы камикадзе. Почему же игра не превращается в бесконечный захват камней друг друга?
Дело в том, что в Го можно строить неприступные крепости или так называемые группы с двумя глазами. На фото ниже две черные группы, полностью окруженные противником. У группы № 1 одно свободное дыхание в пункте A, у группы №2 дыхания в пунктах B и C. Может ли белый захватить эти группы?
Предположим, белый вбрасывает камень в середину группы № 1. Ни у белого, ни у черного не осталось дыхания, то есть это классический ход камикадзе. Значит, черная группа захвачена в плен. В группе №2 ситуация совсем иная. Как бы белый не пошел, каждый его ход будет считаться самоубийственным, так как в каждом варианте остается свободное дыхание у черных камней.
Чтобы захватить группу №2, белому необходимо закрыть сразу два дыхания, то есть сделать два хода одновременно, что запрещено правилами. Получается ситуация, при которой белый окружил черную группу №2 со всех сторон, а захватить её не может.
Такая группа будет жить вечно до самого конца игры. Благодаря своим характерным очертаниям подобные группы получили название «Группы с двумя глазами». Глаза и формы групп могут в игре существенно отличаться, главное чтобы выполнялось основное условие — наличие сразу двух точек, куда противник не имеет право сделать ход.
Интересный факт: «Го является способом поддержания горизонтального общения в вертикальном обществе Японии. После поступления на работу в крупную компанию новичку активно предлагают вступить в Го-клуб компании, где он может играть на равных даже с президентом»
Рассмотрим самое сложное правило, которое называется «Правило Ко» и связано со специфической игровой позицией:
Не разрешается делать ход, ведущий к повторению позиции существовавшей на доске до того, как партнер сделал свой последний ход
Как видно из фото ниже черный камень имеет всего одно дыхание, т.е. может быть снят доски следующим ходом белого. Предположим именно так белые и поступят. Что получится в результате? Белый захватил черный камень, но теперь уже у его собственного камня всего одно дыхание, а очередь делать ход у черных.
Если черный немедленно заберет камень противника, то позиция вернется к той, что была в самом начале. Взаимный захват камней с повторением позиции будет продолжаться до тех пор, пока не закончится все камни в чашах.
Чтобы избежать подобной абсурдной ситуации и было введено правило Ко, которое требует чтобы противник сделал ход в любую другую разрешенную точку на доске, прежде чем получит право забрать ваш камень назад. Т.е. Вы можете забрать камень соперника, но только через один ход.
В игровой ситуации, изображенной выше, черные должны походить в любом другом месте вместо захвата, а белые либо соединят камни между собой (поставить в центр еще один камень) и закончат «Ко борьбу», либо походят в другом месте и борьба продолжиться.
Когда и как заканчивается игра? Есть всего 2 варианта закончить игру:
- В любой момент игрок имеет право сдаться, если считает, что у него нет шансов выиграть.
- В ситуации, когда оба игрока сказали пас, т.е. пропустили ход. Ход можно пропустить, если он уже не принесёт никакой дополнительной прибыли (пользы). Например, все зоны оформились, а ни одно из вторжений не увенчается успехом, нельзя захватить ни один камень противника и т.п.
После завершения игры стороны переходит к подсчету очков. Игроки суммируют окруженные пустые пересечения и пленные камни. Если в игре существуют «обреченные камни» (окружённые противником камни, которые не могут выстроить группу с двумя глазами), то их также считают пленными.
Дополнительно белые к своему счету прибавляют 6,5 очков «Форы» или так называемой «Коми» (компенсацию за то, что черные ходили первыми). Тот, у кого сумма очков окажется больше, становится победителем.
Кто-то учится, чтобы играть в Го, а кто-то играет в Го, чтобы учиться…
Вот собственно и все правила Го. Для закрепления информации рекомендуем к просмотру тематическое видео ниже.