Правила шахмат

Правила шахмат

В статье «Правила шахмат» Вы узнаете основные правила интеллектуальной игры, для которой нет возрастных ограничений. Поговорим о принципах и особенностях игры.


#Шахматы #Chess #ПравилаШахмат #ИнтеллектуальныеИгры


Шахматы — это уникальная и захватывающая игра, которая подходит для людей всех возрастов. Игра в шахматы развивает множество полезных качеств, включая концентрацию, аналитическое мышление и принятие взвешенных решений, а описанные ниже правила помогут Вам стать более уверенным и опытным игроком.

Шахматы придуманы и изобретены как имитация военных действий на доске, и в этой игре Вы будете руководить одним из войск: белым войском либо чёрным. Как и в любой войне у каждого войска есть свой генерал и предводитель. В шахматах он называется «Король» и как раз целью и задачей всей игры является взять вражеского Короля в плен.

Доска для игры в шахматы
Доска для игры в шахматы

Доска для игры в шахматы состоит из белых и черных клеток. Снизу доски размещены английские буквы, которые обозначают вертикали. Сбоку размещены цифры, которые обозначают горизонтали. Белые и черные фигуры всегда ходят по очереди, и за один ход Вы можете передвинуть только одну фигуру.

Доска расположена правильно, если в углу по правую руку находится белое поле. Для того, кто играет белыми фигурами, эта клетка называется h1, а для черных фигур — a8.

У каждой из сторон по 16 фигур, это 8 пешек, которые стоят шеренгой и закрывают остальные фигуры и Короля. По 2-е Ладьи, которые всегда стоят в углу доски. Рядом с ними – два Коня, а следом два Слона. По одному Ферзю и Королю, они располагаются на центральных вертикалях.

Расстановка фигур на доске
Расстановка фигур на доске

Есть одно простое правило, которое поможет Вам без труда правильно расставить Ферзя и Короля на доске: Ферзь любит свой цвет. Т.е. черный Ферзь встает на черную клетку, а белый Ферзь на белую, а Король всегда размещается рядом с ними.

Ваша задача — поставить шах и мат Королю соперника, то есть сделать так, чтобы Король оказался под ударом и не смог его избежать. В игре всего шесть типов фигур, и каждая из них ходит по определенным правилам. Общее у них только одно – чтобы взять чужую фигуру, нужно встать с ней на одну клетку. Рассмотрим их подробнее.

Пешка («Солдат», «Пехотинец») ходит строго на одну клетку вперед, но в свой первый ход, каждая пешка имеет право продвинуться на два поля. А чтобы взять фигуру соперника, пешка двигается по диагонали.

Как ходит и бьет пешка
Как ходит и бьет пешка

Пешка — это уникальная фигура, потому что условная ценность пешки равна единице, но дойдя до края доски, пешка может стать Ладьёй, Конем, Слоном и даже Ферзем, а лишний Ферзь на доске практически всегда будет приносить Вам победу.

Интересный факт: «Это невероятно, но мат в партии можно поставить сопернику всего за два хода. Самый быстрый мат в классических шахматах называется «Дурацкий мат» и его можно поставить Ферзем по незащищенной диагонали h4-e1 или h5-e8»

У пешки есть еще один специальный ход, который называется «Взятие на проходе». Это ситуация при которой соперник походил своей пешкой сразу на два хода вперед, но через битое поле Вашей пешки.

Взятие на проходе
Взятие на проходе

При взятии на проходе пешка традиционно перемещается наискосок, забирая перепрыгнувшую пешку. Во взятии на проходе участвуют только пешки, взять фигуру в игре таким образом нельзя. Взятие на проходе невозможно совершить через 1 ход, т.е. воспользоваться этим правом можно только сразу после хода соперника.

Самая необычная фигура в шахматах – это Конь (не называйте её Лошадью!). Конь всегда ходит русской буквой «Г» или латинской «L» и может перепрыгивать через другие фигуры. При этом если Конь двигается с белого поля, он всегда попадает на чёрное, и наоборот. Условная ценность Коня равняется трем пешкам.

Как ходит Конь
Как ходит Конь

Слон («Епископ», «Офицер») — это дальнобойная фигура, потому что он ходит на любое количество клеток, но строго по диагонали. Обратите внимание, что один Слон передвигаться только по белым клеткам, а другой только по черным клеткам, но вместе они представляют очень грозную силу. Условная ценность Слона равняется трем пешкам.

Как ходит Слон
Как ходит Слон

Ладья («Тура», «Башня») – это дальнобойная фигура. Ладья тоже ходит на любое количество клеток, но уже по вертикалям и горизонталям, т.е. только по прямой, но в любом направлении. Ладья оценивается в 5 пешек, дороже, чем Слон и Конь и все это потому, что Ладья обладает сильным атакующим потенциалом. Ладья любит свободу и простор – помните об этом, когда будете играть.

Как ходит Ладья
Как ходит Ладья

Самая сильная фигура – это Ферзь («Королева»). Она сочетает себе возможности и Ладьи и Слона, то есть ходит как по вертикалям и по горизонталям, так и по диагоналям на любое количество клеток, именно поэтому ценность Ферзя равна целым 9 пешкам. С помощью Ферзя проще всего поставить Королю мат.

Как ходит Ферзь
Как ходит Ферзь

Король («Генерал») – это самая значимая фигура в шахматах. Короля необходимо защищать всеми силами, поэтому он, как правило, находится в надежном укрытии из своих фигур, чтобы не получить мат раньше времени. Ходит Король в любом направлении на одну клетку, в том числе и по диагонали, при этом Король соперника не может находиться на соседней клетке.

Как ходит Король
Как ходит Король

Бьёт Король точно так же как и ходит, но есть одно правило: срубить короля нельзя, потому что по правилам шахмат позиция, в которой фигура напала на Короля, называется шахом. Сторона, которой объявлен шах, обязана спасти своего Короля. Сам Король не может ходить под шах, а в случае если Король не может спастись, то это означает мат, т.е. Короля взяли в плен.

Чтобы уберечь Короля в игре был придуман специальный ход, который позволит значительно изменить его позицию. Рокировка – это специальный ход, в котором Король передвигается на два поля вправо или влево, а затем ладья встает рядом с ним с другой стороны. Существует два вида рокировки: Короткая (с правой стороны) и Длинная (с левой стороны).

Рокировка
Рокировка

Важно помнить, что в рокировке участвует только две фигуры: Король и Ладья, и только, если они не совершали еще ходов, а между ними на доске не расположены другие фигуры. Рокировку выполнить невозможно, если Король находится под шахом или в результате рокировки пройдет через битое поле.

Если поставить вражескому Королю мат, то Вы победили. Также Вы можете победить, если Ваш соперник сдался. Еще одним исходом в партии помимо победы и поражения может быть ничья.  Она получается в случае, если один игрок предложил окончить партию вничью, а другой дал свое согласие, но игрок, которому предложили ничью, может отказаться и продолжить борьбу.

Иногда возникают ситуации, когда игрок не может совершить ход не нарушив правила шахмат, при этом Король не находится под ударом (шахом). В этом случае объявляется Пат, и по современной трактовке обозначает ничью.

Интересный факт: «В фильме «Гарри Поттер и философский камень» использовали оригинальный образ самых старых шахмат в мире. Их нашел крестьянин М. Маклауд в 1831 г. на острове Льюис в Северной Шотландии. Шахматы были изготовлены из моржового клыка и китового зуба»

Во время партии игроки должны соблюдать этикет и помнить основное правило шахмат: «тронул – ходи». Ход считается завершенным, если рука игрока отпустила фигуру. Сначала необходимо обдумать ход, потом принять решение и только потом совершать ход!

Чтобы научиться играть в шахматы и в большинстве случаев побеждать необходимо три главные вещи:

  1. Как можно чаще практиковаться игре в шахматы;
  2. Изучать хитрости и тонкости шахматного искусства;
  3. Разрабатывать и улучшать свое комбинационное видение.

Надеемся, что наша статья «Правила шахмат» помогла Вам понять основы игры, и Ваше путешествие в мир шахмат будет полноценным и увлекательным. Шахматы — это не только игра, но и искусство, где стратегия и логика взаимодействуют в умных комбинациях. Удачи Вам в шахматных поединках!

Краткие правила шахмат

Рейтинг
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Российский спорт - национальный спортивный портал